Напомним, переговоры с администрацией Общества по вопросу индексации заработной платы работникам ОАО «АВТОВАЗ» были начаты по инициативе профсоюзного комитета 26 мая на заседании рабочей группы согласительной комиссии. На последующих, неоднократно проводимых заседаниях рабочей группы, рассматривались экономическая ситуация на предприятии и в области, возможные сроки единовременного повышения тарифных ставок и окладов, а также предложения представителей и работодателя, и работников по повышению покупательной способности заработной платы.
Председатель ППО ОАО «АВТОВАЗ» С.Ю.Зайцев отметил, что уже больше месяца в рамках рабочей группы согласительной комиссии ведутся переговоры между сторонами работодателя и работников по вопросам индексации и премирования, однако компромисса, к сожалению, так и не было достигнуто. Наиболее важный на сегодня, конечно, вопрос повышения тарифных ставок и окладов, который также был включен в повестку дня заседания согласительной комиссии. Для его рассмотрения было предоставлено слово обеим сторонам социального партнерства.
Позицию стороны работодателя представил и.о. начальника управления кадров и работы с персоналом В.Е.Шкунов:
- Мы провели несколько заседаний рабочих групп согласительной комиссии, на которых рассматривали разные варианты по данному вопросу. Исходными данными послужило увеличение прожиточного минимума Самарской области за 1-й квартал 2016 г. на 8,36%. Стороной профсоюза было предложено увеличить тарифные ставки работникам на 8%. Стороной работодателя, в свою очередь, был проведен анализ возможностей бюджета Общества и текущего состояния предприятия. В результате со стороны администрации была определена величина по повышению тарифных ставок и окладов на 3%.
Заместитель председателя ППО ОАО «АВТОВАЗ» В.Ю.Королев озвучил позицию профсоюзной организации и мотивировал несогласие с предложением стороны работодателя:
- Действительно, стороны провели несколько этапов переговоров, в ходе которых пришли к пониманию того, что произошел существенный рост величины прожиточного минимума по Самарской области за 1 квартал 2016 года. Учитывая это, а также тот факт, что индексация за предыдущие периоды производилась в неполном размере в соответствии с Коллективным договором, стороны согласились, что покупательная способность заработной платы у работников значительно снизилась и необходимо совместно искать пути ее повышения. Также стороны обсуждали возможные сроки и процент повышения тарифных ставок и окладов. В результате участники рабочей группы не пришли к общему решению, поскольку представители работников не согласились с предложением администрации о возможном повышении заработной платы на 3%. Данный процент, по мнению профсоюзного комитета, не способствует как увеличению покупательной способности заработной платы, так и повышению ее привлекательности среди предприятий города и области в целом. Также необходимо отметить, что за последний период на заводе увеличилось количество работников, которые стали получать заработную плату ниже минимальной, установленной КД. Поэтому сторона работников предложила рассмотреть повышение заработной платы ближе к проценту роста прожиточного минимума по Самарской области за 1 квартал.
Мнение рабочего коллектива также передала в своем выступлении председатель профкома СИВПИ В.М.Авилова:
- После заседания рабочей группы согласительной комиссии мы проводили заседание комиссии по коллективному договору и обсуждали данный вопрос. Повышение тарифных ставок и окладов последний раз было проведено в 2015 году, поэтому предлагаемое увеличение на 3% за целый год это мало для поддержания покупательной способности заработной платы работников. Работники понимают, что завод находится сегодня в тяжелом положении. Но при этом, хочу отметить, что они выполняют свои функции достойно, любят завод и просят обратить на них внимание и достойно повысить им заработную плату.
Выслушав обе позиции, которые значительно разнятся между собой, президент ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор оценил сложившуюся ситуацию и выразил свое предложение по данному вопросу:
- Я понимаю обе позиции. Конечно, в переговорах мы должны добиться некого компромисса между тем, что может предложить компания и тем, что обеспечит доход своим работникам на должном уровне. С момента прихода на АВТОВАЗ я общался со многими работниками и понимаю, что режим неполной занятости, 4-дневная рабочая неделя – это очень сложное время, особенно для семей. Именно поэтому мы добивались поддержки со стороны правительства, чтобы у работников была возможность получать доплату за общественные работы. Также я понимаю, что мы должны компенсировать какую-то часть роста прожиточного минимума, несмотря на то, что компания находится в очень сложной финансовой ситуации.
Администрация предложила повышение заработной платы на 3%, профсоюз – на 8%. Между этими двумя позициями существует большая разница. Тем не менее, нам нужно уже сейчас принять решение, чтобы к 1 июля можно было говорить об индексации заработной платы. Честно говоря, это совсем непростое решение, потому что финансовая ситуация в компании достаточно сложная. Тем не менее мы должны компенсировать работникам рост прожиточного минимума. Представители профсоюзной организации, как сторона работников, предложили компенсацию заработной платы на 8%. Но у компании ограниченные ресурсы. Средний между предложенными процентами – 5,5%. Я предлагаю увеличить тарифные ставки и оклады на 6% с 1 июля этого года. Для большего процента, к сожалению, резервов нет. Повышение тарифных ставок и окладов на 6% работникам ОАО «АВТОВАЗ», за исключением высшего руководства, - я считаю, это справедливый компромисс в текущих условиях.
Председатель профсоюза АВТОВАЗа поблагодарил президента за компромиссное решение действительно в непростых условиях и отметил, что такое повышение важно для работников. В завершение Сергей Юрьевич спросил Николя Мора о дальнейших планах Общества после выхода из корпоративного отпуска.
- В настоящее время мы работаем над среднесрочным планом развития компании, который будет представлен на рассмотрение совету директоров ОАО «АВТОВАЗ» - прокоментировал дальнейшие планы президент Н.Мор. – Уже в начале осени наши акционеры – Альянс Рено-Ниссан и госкорпорация Ростех – на основе этого плана примут решение о финансовой помощи автозаводу.
Татьяна ЧАЙКУН