Профсоюз АСМ РФ принял участие в работе VIII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России», который прошел в Санкт-Петербурге с 28 ноября по 30 ноября 2022 года в рамках XXVI Международного форума-выставки «Российский промышленник». Организатором форума выступили Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Министерство труда и социальной защиты РФ, Национальное агентство развития квалификаций. В рамках мероприятий форума рассматривались стратегические вопросы развития национальной системы квалификаций и рынка труда, были представлены кейсы и лучшие практики внедрения новых форм профессионального образования, взаимодействия работодателей и образовательных учреждений, независимой оценки квалификаций.
Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Национальная система квалификаций: результаты, задачи, перспективы» 29 ноября 2022 г. Мероприятие объединило ведущих представителей промышленности, органов власти, общественных организаций, HR-отрасли, ученых. Эксперты обсудили профессиональные стандарты, рынок труда в новых условиях и программы, помогающие людям оставаться востребованными специалистами.
Официальное приветствие в адрес участников и гостей форума направил Президент России Владимир Путин. «Сегодня в России утверждены около 1500 профессиональных стандартов, сформировано 1600 центров оценки квалификации, на которых около 145 000 соискателей уже успешно сдали экзамены. Совершенствование инструментов национальной системы квалификаций важно для формирования кадрового ресурса, повышения производительности труда», – отмечалось в обращении.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин открыл заседание и отметил, что важнейшая задача сегодня – способность адаптироваться к меняющимся условиям, причем адаптироваться должны системы квалификаций, образования, подготовки и переподготовки кадров. По словам спикера, сегодня в России успешно действуют несколько федеральных проектов: «Кадры для цифровой экономики», «Передовые инженерные школы» и «Профессионалитет». Все они разрабатывались и реализуются с активным участием бизнес-сообщества. «Ключевое направление – это актуализация содержания образовательных программ, вовлечение работодателей в их разработку и реализацию», – подчеркнул А. Шохин. Он рассказал об участии работодателей в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, о необходимости укрепить роль и значение советов по профессиональным квалификациям и объединений работодателей, о переходе на «бесшовный» рынок труда. «Мы все говорим о непрерывности образования. Нужно, чтобы люди в 45–50 лет не считали, что не смогут обучаться новому, не уходили в рутину, а были способны адаптироваться к меняющимся условиям производства», – отметил он.
Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков рассказал о стабильной ситуации на рынке труда в России. Уровень безработицы составляет сегодня 3,9%, а на портале «Работа в России» соискателям доступны 2–2,5 млн. вакансий. «На первое место выходит ускоренная подготовка кадров, переобучение специалистов. В 2022 году мы планируем завершить обучение около 136 000 человек, в 2023 году планируем продолжить программу. Есть и программы субсидирования найма, когда предприятие может получить компенсацию от государства», – отметил он.
Министр подчеркнул, что многие предприятия испытывают дефицит кадров. Для решения этой проблемы в России запустят трек по развитию трудовой мобильности, в первую очередь, для предприятий оборонной промышленности. На привлечение одного сотрудника предприятие будет получать более 260 000 рублей. «У нас действует программа содействия молодежной занятости, мы выстраиваем профориентацию молодежи. Действует система профессиональных стандартов. С Минобрнауки и Минпросвещения мы увязываем трудоустройство выпускников и эффективность образовательной организации. Сам факт трудоустройства выпускника и его заработок – это один из критериев. У нас выстраивается механизм актуализации цифровых компетенций, а система квалификаций должна стать опорой в трудовых отношениях», – отметил он.
Руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций, научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что национальная система квалификаций имеет две тенденции развития. Одна из них связана с глобальными трендами, другая – с экономической и социальной ситуацией, в которой оказалась Россия. И если глобализация ведет к объединению рынков труда, повышению мобильности людей молодого возраста, росту сегментов виртуальной экономики, то растущая изоляция сопряжена с упрощением экономики, развитием новых предприятий и отраслей в рамках импортозамещения. «Российская система квалификации недоразвита, здесь нет системы профессиональных экзаменов, а квалификация еще не выполняет роль сигнала на рынке труда ни при поиске сотрудника, ни при его вознаграждении. Продуктовые квалификации импортированы извне», – подчеркнул спикер. По его мнению, технологическая изоляция порождает новые требования к системе профессиональных квалификаций – Россия переходит к самообеспечению технологиями, меняет модель работы инженеров, расширяет их компетенции и усложняет их труд. Это будет характерно и для врачей, учителей, юристов, добавил Я. Кузьминов. «Есть тенденция: квалификацию начинают формировать не глобальные компании, а профессиональные сообщества. И мы можем предсказать серьезное укрепление профессиональных сообществ, рост их влияния. Нужно учитывать и платформенную занятость, и фактор турбулентности, мобилизации, когда рабочие места будут замещаться женщинами и работниками пожилого возраста, и возрастающий дефицит современных компетенций в медицине, в науке, в консалтинге и инжиниринге, в профессиях искусства», – отметил эксперт. По его словам, сегодня нужно достраивать систему профессиональных квалификаций, создавать ступенчатую, грейдовую систему с профессиональными экзаменами, с системой заслуг. Причем почти для каждой профессии следует активно развивать национальную систему профессиональной квалификации, чтобы она замещала воздействие импортируемых квалификаций, а для «новых старых» креативных профессий врача, юриста и учителя необходимо перестраивать программы, чтобы выпускать человека с расширенным набором аналитических и креативных способностей.
Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что закон о занятости сегодня устарел и требует обновления. По мнению эксперта, форумы о национальной системе квалификаций необходимо проводить в центрах федеральных округов с привлечением губернаторов. «Бизнес испытывает потребность в квалифицированных кадрах. Предлагаю использовать те практики, которые бизнес уже применяет, а возраст профориентации – снижать», – отметил спикер.
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков в своем выступлении подчеркнул значимость активной гражданской позиции в нынешней ситуации, призвал отказаться от преференций и льгот со стороны государства в пользу лиц, не проявивших в текущих обстоятельствах должного патриотизма. Лидер профсоюзов заметил, что профессиональные союзы выступают обязательным участником национальной системы квалификаций России. По мнению Председателя ФНПР, главные помехи в развитии системы квалификаций в России – недостаточная активность государства в этом процессе, отсутствие связи между образованием и рынком труда, не всегда высокое качество самих профстандартов. «Профсоюзы за то, чтобы один профстандарт — одна профессия! Нельзя всех взять и загнать в один стандарт. По одному стандарту универсального солдата не сделаешь», – подчеркнул Михаил Шмаков. Он также отметил, профсоюзы «участвовали и будут участвовать в системе оценки квалификаций и внедрении профстандартов».
Итоговым стало выступление Артема Шадрина, Генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», который выделил основные результаты и приоритетные направления развития Национальной системы квалификаций.
По итогам обсуждения развития системы квалификаций на федеральном и региональном уровне участники заседания пришли к выводу, что в проектах совершенствования системы должны быть задействованы компании, работники, органы власти и общественные организации.