Главными направлениями профсоюзной деятельности остаются содействие в обеспечении стабильной работы трудовых коллективов, предотвращение массового высвобождения работников, обеспечение достойного уровня заработной платы и гарантий в сфере социально-трудовых отношений.
В текущий период социально-экономическая работа ЦК Профсоюза определялась негативным воздействием мирового финансового кризиса на ситуацию в отечественном автопроме, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, подшипниковой промышленности, которая характеризуется резким снижением объемов производства, массовыми увольнениями работников, падением уровня заработной платы.
Работа ЦК Профсоюза в условиях кризиса была переориентирована на первоочередное решение основных задач, затрагивающих жизненные интересы работников и, прежде всего, предупреждение массовых увольнений и обеспечение приемлемого уровня заработной платы на основе создания необходимых условий для производства и реализации продукции, улучшения финансового состояния предприятий.
ЦК Профсоюза для достижения этих целей использует имеющиеся возможности на федеральном уровне, участвуя в формировании программ поддержки отрасли и отдельных предприятий, внося предложения в проекты готовящихся нормативно-правовых документов с учетом интересов трудящихся, работодателей, встречах с представителями собственников. Одновременно усиливает информационно-аналитическую, правовую и методическую работу в целях оказания практической помощи территориальным и первичным профсоюзным организациям.
В Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008-2010 годы были внесены изменения, которые уточняют и конкретизируют отдельные обязательства работодателей в условиях финансово-экономического кризиса.
В целях обучения профсоюзного актива современным формам и методам защиты трудовых интересов работников в условиях кризиса организовано проведение ряда семинаров, в том числе по вопросам противодействия использованию заемного труда и других нетрадиционных способов занятости.
Представители ЦК Профсоюза регулярно принимают участие в обсуждении различных проблем, затрагивающих социально-экономические интересы работников отрасли в рамках ФНПР, Ассоциации машиностроительных профсоюзов России, Ассоциации профессиональных союзов базовых отраслей промышленности и строительства РФ, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, министерств и ведомств.
Устойчивое развитие предприятий в течение этого периода было невозможно без реализации концепции сохранения окружающей среды, экономии природных ресурсов, обеспечения социального и экономического благополучия каждого в интересах всего коллектива. Социальная ответственность рассматривается сегодня значительно шире, чем несколько лет назад. Это подтверждается тем, что в конкурсе «Предприятие высокой социальной эффективности», который проводился каждый год под эгидой правительства РФ с участием объединений профсоюзов и работодателей, участвовало большое число предприятий отрасли. ЦК Профсоюза постоянно предоставляло информацию о проведении конкурса и отслеживало результаты работы комиссии по конкурсу.
ЦК Профсоюза ежемесячно систематизирует и направляет профорганам оперативную информацию о социально-экономическом положении работников отрасли и отдельные показатели социально-экономического положения России, обобщенные аналитические и статистические материалы для использования в практической работе. По отзывам территориальных и первичных организаций эта информация во многом способствовала объективной оценке текущей ситуации и перспектив развития предприятий, помогала профорганам принимать обоснованные и взвешенные решения, более эффективно планировать и осуществлять социально-экономическую работу, отстаивать трудовые права работников.
Принципиальным результатом совместной работы ЦК Профсоюза, территориальных и первичных организаций за текущий период стало снижение негативного влияния последствий финансово-экономического кризиса на уровень социально-экономических гарантий работников. Удалось сохранить подавляющее большинство трудовых коллективов отрасли и создать дополнительные возможности для преодоления кризисных явлений и стабилизации ситуации на предприятиях автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.