• 1003_news

Основной темой стало социальное партнёрство. Как отметил Председатель Андрей Александрович Фефелов, это неслучайно. 2023 год объявлен ФНПР Годом укрепления и развития социального партнерства. И более того, заседание проходит в период проведения Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд» под лозунгом «Социальное партнерство – гарантия достойного труда».

Председатель обратил внимание слушателей, что социальное партнерство – это идеология отношений между сторонами, система переговоров, документов, структурированная от уровня первичной профсоюзной организации до уровня отрасли и ФНПР (государства). Сегодня в отрасли выстроена и успешно реализуется многоуровневая отраслевая система социального партнерства. Многолетнее и продуктивное взаимодействие у Профсоюза сложилось с ОООР «Союз машиностроителей России», Ассоциацией «Объединение автопроизводителей России», Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциацией «Росспецмаш»), Союзом производителей подшипников («МРК Подшипник»).

Андрей Александрович отметил особую роль Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу как базового документа, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений между работниками и работодателями в организациях отрасли.

Стороны Отраслевого соглашения регулярно проводят заседания отраслевой комиссии, к работе привлечены представителей всех ведущих объединений работодателей отрасли, взаимодействие ведется на профессиональном уровне, обсуждаются очень тонкие нюансы параметров отраслевого соглашения, которые с течением времени и появлением новых норм и законов совершенствуются, что является важным фактором улучшения условий работы и защиты прав работников.

А. Фефелов поблагодарил членов Отраслевой комиссии от Профсоюза Королева Валерия Юрьевича (ППО АО «АВТОВАЗ» и Косых Олега Максимовича (Челябинская областная организация Профсоюза) за активную принципиальную позицию, как в переговорном процессе, так и в осуществлении контроля за реализацией Отраслевого соглашения.

Докладчик обозначил, что на всех уровнях Профсоюза проводится целенаправленная коллективно-договорная работа. Общей проблемой остается вопрос заключения коллективного договора в малочисленной организации, имеются проблемы с частой сменой собственника или руководителя предприятия, в организациях с уровнем профчленства менее 50%. Большинство колдоговоров заключены с максимальным использованием положений Отраслевого соглашения, прошли уведомительную регистрацию. Всего на начало текущего года коллективными договорами было охвачено более 215 тысяч работников предприятий АСМ РФ, в том числе 135 тысяч человек – члены Профсоюза (63%). Около 70% договоров устанавливают минимальную заработную плату в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, в 50% договоров установлен порядок индексации заработной платы в организации.
Постоянно проводится работа по включению в коллективные договоры обязательств работодателей, предусматривающих более высокий уровень социально-трудовых преимуществ и гарантий, по сравнению с действующим законодательством.

Одним из важнейших инструментов развития и укрепления социального партнерства является заключение региональных отраслевых соглашений. К сожалению, работа структурными подразделениями Профсоюза в этом направлении ведется недостаточно эффективно или вообще не ведется.
- Хочу отметить, что Центральный комитет зачастую получает информацию о деятельности, проводимой структурными подразделениями Профсоюза, посредством социальных сетей.
А. Фефелов подчеркнул, что ЦК должен получать эту важную информацию напрямую, на регулярной основе с целью обмена опытом работы.

Председатель уделил внимание ситуации в отрасли в целом. По его словам, несмотря на текущие вызовы, отрасль при поддержке государства набирает обороты. Активное участие государства, разработка эффективных мер поддержки и стимулирование развития несырьевых секторов экономики постепенно способствуют восстановлению и экономическому росту страны.
- Можно констатировать, что по большинству важнейших макроэкономических индикаторов российская экономика восстановилась после санкционного шока 2022 г. Рост выпуска наблюдается во всех секторах экономики (кроме добычи нефти и газа) и носит фронтальный характер.

Основной задачей, которая стоит перед российскими автопроизводителями, - сделать автомобильную промышленность более независимой от импорта за счет увеличения доли отечественных комплектующих. Правительство РФ предпринимает ряд мер, направленных на укрепление отечественного автопрома, включая налоговые льготы и предоставление промышленных субсидий. Предприятия отрасли продолжают испытывать финансовые и производственные трудности, адаптируясь под экономические санкции и ограничения. В то же время перестраивание структуры затрат не стало ограничением для социальной защищенности работников отрасли.

В рамках социального партнерства решаются вопросы и охраны труда. Причем решаются на всех уровнях нашего взаимодействия с социальными партнерами. Так, именно результатом взаимодействия и длительных дискуссий в составе профсоюзной стороны ФНПР с профильными федеральными ведомствами и РСПП, при участии депутатов Государственной Думы, стал фактически заново переписанный X раздел Трудового Кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Причем в новой редакции появились очень важные новеллы, повышающие уровень защищенности работников. Такие, как Единые нормы по обеспечению средствами индивидуальной защиты, обязательные к исполнению работодателем, а не носящие рекомендательный характер, как это было в прежней редакции. Стал обязательным профсоюзный контроль и участие представителей профсоюзов в работе комитетов и комиссий по охране труда. Очень четко и недвусмысленно прописаны права, обязанности и алгоритмы действий при расследовании несчастных случаев, где роль профсоюзов была не только сохранена, но и существенно усилена.

- Благодаря коллективным переговорам в Отраслевом соглашении на период 2023-2025 годы мы смогли сохранить достигнутый объем гарантий, льгот и компенсаций работникам в части безопасных условий их труда. Это было не так просто, как может казаться, со стороны работодателей выдвигались многочисленные мотивированные предложения о сокращении части экономической нагрузки на предприятия, - поделился Председатель.

Профсоюзом уделяется особое внимание развитию и совершенствованию правозащитной работы, повышению эффективности системы правовой защиты членов Профсоюза. Проводится большая работа на всех профсоюзных уровнях, но проблема соблюдения работодателями социально-трудовых прав стоит остро. Нужен системный и программный подход. Вектор правозащитной работы необходимо смещать в сторону профилактики нарушений трудового законодательства, добровольного устранения работодателями выявленных нарушений, повышать защищенность работников через усиление социально-партнерского диалога руководства профсоюзных организаций с руководителями предприятий и компаний.

Важным направлением социального диалога является кадровое обеспечение отрасли. Без подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих современным запросам рынка труда, невозможно ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни кардинальное повышение производительности труда, ни создание конкурентоспособной продукции. Профсоюз занял активную позицию в этом вопросе и находится в постоянном диалоге с работодателями, способствуя развитию кадрового потенциала предприятий АСМ РФ через институт социального партнерства. На многих заводах наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. В его основе – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация, взаимный интерес. С целью привлечения внимания к проблемам кадрового обеспечения отрасли, изучения лучших практик наставничества в отношении молодых работников, повышение статуса наставника в текущем году был задуман и проведен отраслевой конкурс «За подготовку нового поколения профессионалов отрасли».

Докладчик отметил, что в этом отчетном периоде мы возобновили в отрасли проведение отраслевых конкурсов:
в 2021 году – совместно с Ассоциацией «ОАР» – «Лидер автомобилестроения в системе социального партнерства»,
в 2022 году – совместно с Ассоциацией «Росспецмаш» – «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства в сельхозмашиностроении России».

- Мы вступаем в 2024 год, который завершает отчетный период 2020-2024 годов. В оставшееся время задача каждой структурной организации – в соответствии с программой действий Профсоюза – провести анализ достижений (что удалось, что не удалось реализовать в отчетном периоде) и продолжить совершенствовать и развивать через систему социального партнерства защиту прав и интересов всех членов Профсоюза, - этой задачей Андрей Александрович завершил свой доклад.