Надежда Егорова, руководитель отдела социально-экономической работы Профсоюза АСМ РФ, выступая по вопросу «О ситуации в отрасли и задачах
Профсоюза на современном этапе» на Президиуме, проинформировала участников, что российская экономика в 2023 году продолжает адаптироваться к сложившимся условиям, изменяя рынки экспорта и импорта и укрепляя партнерские отношения с другими странами.
По итогам I квартала ВВП находится в зоне отрицательных значений и составляет ( -1,9%) . По прогнозу Минэкономразвития ВВП по году составит от 0,5 до 2%. Инфляция в 1 квартале - 2%, годовой прогноз – 6,8%. Уровень безработицы, по заявлению Минэкономразвития находится на историческом минимуме – 3,5%, и реальные доходы граждан в текущем году увеличатся на 3%.
Надежда Федоровна отметила существенную зависимость отрасли от импорта запчастей и компонентов, что отсутствие инноваций и собственных технологий негативно влияют на ее развитие. Тем не менее, российская автомобильная промышленность нашла способ функционировать в новых условиях и постепенно к ним адаптируется. Так, например, с уходом западных автопроизводителей из нашей страны, российский автопром загружает освободившиеся мощности лицензионной сборкой китайских машин.
Китай является одним из ключевых партнеров России в автомобильной отрасли, поставляет на российский рынок большое количество автомобилей и комплектующих деталей. Многие автомобильные компании в России начали сотрудничать с китайскими производителями. Уже появился новый сегмент автомобильного рынка, который предлагает более доступные цены и качество.
Сотрудничество с китайскими производителями позволяет российским автопроизводителям увеличить экспорт своей продукции на восточный рынок, - считает Надежда Егорова. – Есть и опасения, что китайские автопроизводители могут завоевать доминирующие позиции на российском рынке, вытеснив отечественных и зарубежных производителей. В нынешних условиях у отечественного автопрома нет другого выхода, кроме как в кратчайшие сроки выдать результат.
В целом развитие автопрома до 2035 года ориентировано на снижение зависимости от импорта и повышение конкурентоспособности российских автомобилей на мировом рынке. Как сказал Президент, нужно развивать суверенный автопром, а не идти на поводу иностранных компаний.
Руководитель отдела социально-экономической работы Профсоюза АСМ РФ также проинформировала, что в рамках утвержденной «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на 2023-2035 годы», которая направлена на стимулирование и создание автокомпонентных производств на территории России, в 2023-2025 г.г. из федерального бюджета планируется выделить до 300 млрд. руб. для ускорения локализации компонентов, и 26 млрд. руб. ежегодно для стимулирования спроса на продукцию автопрома. Это улучшит локализацию производства и позволит сократить затраты на доставку комплектующих из-за рубежа.
Кроме того, Правительство РФ предпринимает ряд мер, направленных на поддержку отечественных автопроизводителей, включая налоговые льготы и предоставление субсидий на развитие производственных мощностей, ведет работу по расширению экспортных возможностей автопрома, открытия экспортных путей в Китай и страны Европы.
Таким образом, вектор развития российского автопрома на сегодняшний день должен быть направлен на укрепление отечественного производства, повышение конкурентоспособности и экологической ответственности.
Подводя итоги в автомобилестроении за январь-март 2023 года, по отношению к аналогичному периоду 2022 года, производство автомобильной техники сократилось на 56,6% (124394 шт.). В сегменте легковых автомобилей: в 2023 -750 тыс. машин, меньше выпускали в 2009 году -566 тыс. В сегменте грузовых прогноз на уровне 2013 года. Представленные данные по производству автомобильной техники в России за первые три месяца 2023 года не позволяют обоснованно судить о тенденции развития автопрома.
Докладчик детально рассмотрел ситуацию на предприятиях, где действуют первичные профсоюзные организации. Наблюдается следующая картина.
Производство российских комплектующих для сельхозтехники остается основной проблемой. Заменить импортные комплектующие сложно, когда зарубежные аналоги значительно дешевле.
Сельскохозяйственные машины работают в сложных условиях, поэтому компоненты для них должны быть надежными и долговечными, что увеличивает стоимость их производства. Прогнозируется, что проблема с компонентами для российской техники будет сохраняться несколько лет, поскольку качественные комплектующие быстро в производство не запустить.
Цены на сельхозтехнику в 2022 году выросли на 30-40%. В этом году тенденция продолжится.
Кроме этого, в 2023 году Правительство сократило меры поддержки по «Программе 1432», согласно которой аграрии могут получать скидку на приобретение техники в размере 10-15%. В текущем году по программе выделено 2 млрд. руб. (в 2022 – 10 млрд. руб.), что усложнит покупку отечественной сельхозтехники и сократит долю рынка.
Для предприятий по производству основных видов сельскохозяйственной техники в текущем году характерна как положительная, так и отрицательная динамика. По итогам трех месяцев производство тракторов увеличилось на 1,6% (2354шт.), зерноуборочных комбайнов сократилось на 43% (1113 шт.), выпуск кормоуборочных комбайнов вырос в 2,2 раза (307 шт.)
Основными проблемами компонентной отрасли является низкая конкурентоспособность, недостаток новых технологий, что на данном этапе не позволяет конкурировать с иностранными производителями.
Предприятия по производству компонентов значительно увеличили объемы производства промышленной продукции. Производство двигателей увеличилось на 14,7%
На основании профсоюзного мониторинга социально-экономическая ситуация на предприятиях отрасли остается стабильной. Нет отказа по обязательствам коллективных договоров. По-прежнему в отрасли сохраняются проблемы с кадрами. Профсоюз не первый год поднимает вопросы кадровой политики на предприятиях отрасли.
В заключении было отмечено, что несмотря на санкции, экономическую и политическую ситуацию, на предприятиях отрасли сохраняется социально-экономическая стабильность, не снижается уровень социальной защищенности работников предприятий.
Президиум Профсоюза постановил совместно с объединениями работодателей продолжить работу по сохранению и расширению дополнительных мер государственной поддержки с целью развития производства и сохранения рабочих мест в отрасли.
Руководителям структурных подразделений- на всех уровнях социального партнерства необходимо продолжать отстаивать меры социального характера, направленные на повышение заработной платы и улучшение благосостояния работников отрасли.
- Важно - не допускать необоснованного снижения социальных льгот, гарантий и компенсаций, установленных коллективными договорами; продолжать проведение профсоюзного мониторинга и обеспечение оперативное информирование вышестоящих органов о социально-экономической ситуации на предприятиях отрасли; - подытожил Андрей Александрович Фефелов.