- Кризис ударил по нам очень сильно. И в этой ситуации важно, чтобы предприятия нашли свое место на рынке, этим сейчас и занимается руководство предприятий и трудовые коллективы. «ЯЗДА» хорошо работает по программе импортозамещения: там освоили выпуск топливной аппаратуры взамен немецкой, это будущее предприятия. Но чтобы наладить выпуск этой аппаратуры, требуются инвестиции. На «Автодизеле» меняется специфика, структура производства, поскольку теперь многие комплектующие, которые производились там, закупаются на стороне. А это влечет за собой сокращение кадров, оптимизацию, как модно сейчас говорить. Если в 90-е годы на ЯМЗ работали 45 тысяч человек, то сейчас в 10 раз меньше, 4,5 тысячи. В прошлом году сокращение на ОАО «Автодизель» и ОАО «ЯЗДА» коснулось 1142 человек. И в этом году там предусмотрено сокращение свыше 700 работников (600 на «Автодизеле» и 100 на «ЯЗДА»). И оно уже проходит: за 4 месяца года сокращены уже 250 человек.
- А значит, уменьшается и число членов профсоюза…
- Совершенно верно. На 1 января 2016 года в отрасли машиностроения области трудились 8700 человек, из них членов профсоюза – 4200. Следовательно, снижаются и финансовые поступления в обком, а значит, проблематичным становится содержание аппарата обкома. Иметь в штате инспекторов по правовым и техническим вопросам становится накладно, проведение любого мероприятия упирается в деньги. Я считаю, что надо менять структуру обкома. Мы вынуждены были сократить штат обкома до 3 человек, правовой инспектор у нас теперь работает не на постоянной основе. Было бы правильней, если бы от ЦК профсоюза в области был координатор или уполномоченный, при этом не нужен бухгалтер, взносы станут направляться в Объединение профсоюзов и ЦК, а возникающие вопросы можно будет решать с помощью отделов ЦК, правовых и технических инспекторов Профобъединения. И статус уполномоченного от этого только вырастет.
- Прецеденты такие уже есть?
- Да, тут мы не пионеры. В Москву свое предложение мы подали, ждем ответа. Жизнь заставляет переходить на новые формы управления, нельзя бесконечно заниматься самообманом.
- Еще несколько вопросов. Руководство дивизиона «Силовые агрегаты «группы ГАЗ» индексацию заработной платы на «Автодизеле» и «ЯЗДА» за 2015 год обещало выплатить к 1 апреля. Обещание выполнено?
- Да. На 2016 год их коллективные договоры пролонгированы и прошли уведомительную регистрацию, то есть все обязательства социального блока на этот год будут сохранены.
- А что с ТМЗ?
- На Тутаевском моторном заводе ситуация получше: в связи с тем, что он сейчас сотрудничает с КАМАЗом, объемы производства там растут и даже немного увеличивается численность работников. В мае там должен завершиться переговорный процесс по принятию нового коллективного договора.
- В прошлом году юрист профкома «Автодизеля» Татьяна Воронцова доказала незаконность заключения на заводе срочных трудовых договоров. Они теперь не заключаются?
- Нет, это решение в пользу работников было принято в суде. Теперь договоры заключаются только согласно законодательству, и таким образом работники получают все положенные им льготы и гарантии.
- Спасибо за беседу.
Галина Жданова.