Найти свое место на рынке- Алексей Алексеевич, последние данные статистики говорят нам о том, что в России за первые 3 месяца года производство автомобильной техники упало на 24,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как переживают кризис ярославские предприятия машиностроения?

- Кризис ударил по нам очень сильно. И в этой ситуации важно, чтобы предприятия нашли свое место на рынке, этим сейчас и занимается руководство предприятий и трудовые коллективы. «ЯЗДА» хорошо работает по программе импорто­заме­щения: там освоили выпуск топливной аппаратуры взамен немецкой, это будущее предприятия. Но чтобы наладить выпуск этой аппа­ратуры, требуются инвестиции. На «Автодизеле» меняется специфика, структура произ­водства, поскольку теперь многие комплектующие, кото­рые производились там, за­купаются на стороне. А это влечет за собой сокращение кадров, оптимизацию, как модно сейчас говорить. Если в 90-е годы на ЯМЗ работали 45 тысяч человек, то сейчас в 10 раз меньше, 4,5 тысячи. В прошлом году сокращение на ОАО «Автодизель» и ОАО «ЯЗДА» коснулось 1142 человек. И в этом году там предусмотрено сокращение свыше 700 работников (600 на «Автодизеле» и 100 на «ЯЗДА»). И оно уже проходит: за 4 месяца года сокращены уже 250 человек.

- А значит, уменьшается и число членов профсоюза…

- Совершенно верно. На 1 января 2016 года в отрасли машиностроения области труди­лись 8700 человек, из них членов профсоюза – 4200. Следова­тельно, снижаются и финан­совые поступления в обком, а значит, проблема­тичным становится содержание аппарата обкома. Иметь в штате инс­пекторов по правовым и тех­ническим вопросам становится накладно, проведение любого мероприятия упирается в деньги. Я считаю, что надо менять структуру обкома. Мы вынуждены были сократить штат обкома до 3 человек, правовой инспектор у нас теперь работает не на постоянной основе. Было бы правильней, если бы от ЦК профсоюза в области был координатор или упол­но­мо­ченный, при этом не нужен бухгалтер, взносы станут направляться в Объединение профсоюзов и ЦК, а воз­никающие вопросы можно будет решать с помощью отделов ЦК, правовых и технических инспекторов Профобъединения. И статус уполномоченного от этого только вырастет.

- Прецеденты такие уже есть?

- Да, тут мы не пионеры. В Москву свое предложение мы подали, ждем ответа. Жизнь заставляет переходить на новые формы управления, нельзя бесконечно заниматься само­обманом.

- Еще несколько вопросов. Руководство дивизиона «Сило­вые агрегаты «группы ГАЗ» индексацию заработной платы на «Автодизеле» и «ЯЗДА» за 2015 год обещало выплатить к 1 апреля. Обещание выполнено?

- Да. На 2016 год их коллек­тивные договоры пролонгиро­ваны и прошли уведомительную регистрацию, то есть все обязательства социального блока на этот год будут сохранены.

- А что с ТМЗ?

- На Тутаевском моторном заводе ситуация получше: в связи с тем, что он сейчас сотрудничает с КАМАЗом, объемы производства там растут и даже немного увеличивается численность работников. В мае там должен завершиться переговорный процесс по принятию нового коллективного договора.

- В прошлом году юрист профкома «Автодизеля» Татья­на Воронцова доказала не­законность заключения на заводе срочных трудовых договоров. Они теперь не заключаются?

- Нет, это решение в пользу работников было принято в суде. Теперь договоры заключаются только согласно законода­тельству, и таким образом ра­ботники получают все поло­женные им льготы и гарантии.

- Спасибо за беседу.

Галина Жданова.