В канун даты начала Великой Отечественной войны от имени работников завода, Совета ветеранов, профсоюзного комитета, Совета профсоюза работников АСМ г. Москвы приветствуем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов других войн и боевых действий, а также всех воинов, проходящих в настоящее время военную службу в вооруженных силах Российской Федерации.

Многие из присутствующих имеют немало наград за боевые подвиги или за заслуги в труде по обеспечению жизнедеятельности нашей армии в годы войны.
Великая Отечественная война была самой тяжелой и кровавой из всех известных войн в истории человечества. В этой войне погибли десятки миллионов советских людей.

Память о них мы будем хранить вечно. О погибших в этой войне помнить обязаны наши внуки и правнуки.

Среди автозаводцев, принявших непосредственное участие в боевых действиях, было 18 Героев Советского Союза, 16 тысяч автозаводцев ушли на фронт, половина из них погибли в боях за Родину.

История завода сохранила в памяти многие имена погибших в годы Великой Отечественной войны.

Наш завод – воин! В те тяжелые времена носил имя Сталина. Завод производил грузовые автомобили для фронта, в том числе и шасси для легендарных «катюш». Завод поставлял для фронта и другую военную продукцию: минометы, мины, автоматы ППШ, детали реактивных снарядов для «катюш». Вся эта продукция была крайне
необходима фронту.

В самое тяжелое для страны и Москвы время (октябрь 1941 г.) завод по решению Государственного Комитета Обороны в короткие сроки демонтировал бὀльшую часть оборудования, переведя его вместе с рабочими в города Челябинск, Миасс, Ульяновск, Шадринск, Троицк. Там, на месте, вновь смонтировали и запустили станки в производство зачастую под навесами, без стен и, почти без перерыва, продолжили поставлять фронту военную продукцию.

Но уже в январе 1942 г., после разгрома фашистов под Москвой, завод получил задание Государственного Комитета Обороны – полномасштабное восстановление автомобильного производства в Москве – и успешно его выполнил.

За решение задач по наращиванию военного производства, обеспечению фронта автомобилями и другой военной продукцией, автозавод 3 июня 1942 года был награжден Орденом Ленина, а 5 ноября 1944 г. – Орденом Трудового Красного Знамени.

Нельзя не отметить значительную роль в этих успехах самоотверженной работы женщин и подростков, быстро освоивших сложные мужские профессии и, таким образом, восполнивших острую нехватку мужской рабочей силы.

Труд женщин и подростков в военные годы без всякого преувеличения можно назвать героическим.

После окончания войны московский автозавод был переименован в честь легендарного директора Ивана Алексеевича Лихачева. Было проведено несколько реконструкций, полностью обновлена технология и конструкция автомобилей до современного уровня, выпуск которых в 70-80 гг. был доведен до 210 тыс. штук в год. Тем самым завод сохранил за собой звание флагмана отечественного автомобилестроения.
2 августа 2016 года АМО ЗИЛ отметил свой столетний юбилей со дня основания. За это время через проходную завода прошло более 7 миллионов человек.

К великому сожалению, в настоящее время ЗИЛ переживает непростые времена.

Мы надеемся, что среди нового градостроительного комплекса, возводимого на территории завода найдется достойное место для сохранения Мемориала погибшим автозаводцам, памятника легендарному автомобилю войны ЗИС-5, будет восстановлен музей истории завода, ряд новых улиц назовут именами прославленных автозаводцев.

Верим, что былая слава и память о ЗИЛе не померкнет с годами.
ЗИЛ – жил, ЗИЛ – жив, ЗИЛ – должен жить!

Председатель Профсоюзного Комитета АМО ЗИЛ Л.В.Пчелин
Председатель Профсоюза работников АСМ г. Москвы Г.И.Нестерова

Москва, июнь, 2017