Встреча в Тольятти с 19-22 сентября 2016 гВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФСОЮЗОВ АВТОВАЗА И RENAULT

20-21 сентября состоялась рабочая встреча представителей первичной профсоюзной организации ОАО «АВТОВАЗ», Французской демократической конфедерации труда (CFDT), немецкого профсоюза IG-Metall, Фонда им.Ф.Эберта и ЦК Профсоюза АСМ РФ. Это была третья встреча в рамках проекта «Расширение контактов между ППО ОАО «АВТОВАЗ» и Профсоюзами RENAULT».

В первый день встречи был проведен круглый стол, на котором рассматривались такие темы, как глобальные рамочные соглашения, коллективный договор и социальные программы ОАО «АВТОВАЗ» и на предприятиях RENAULT, условия и система оплаты труда.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

2 июля 2013 года в Париже было подписано Международное рамочное соглашение (МРС) о социальной, корпоративной и экологической ответственности между группой Renault, Комитетом группы Renault и Industriall Global Union в соответствии с принципами Декларации об основных правах работников, принятой 12 октября 2004 года.

Группа Renault обязуется соблюдать принципы, установленные Декларацией Международной организации труда (МОТ) от 1998 года об основных принципах и правах в сфере труды. Документ содержит ряд существенных обязательств в сфере приобретения навыков, обучения, охраны здоровья, безопасности труда и пр. В соглашении значительно усилена формулировка об ответственности поставщиков и субподрядчиков. При их выборе компания в качестве основного критерия должна будет использовать показатель соблюдения ими основных прав работников. В соглашение также были включены новые обязательства по охране окружающей среды.

Представитель CFDT Бенуа Остертаг отметил, что Международное рамочное соглашение – это результат социального диалога на международном уровне. Раз в три года проводится отчетная кампания и в соглашение вносятся необходимые корректировки. Подписывая такое соглашение, предприятие берет на себя социальную ответственность по отношению к работникам, ответственность по соблюдению основных прав работников.

Что касается работы профсоюзов на предприятиях Рено, зам.секретаря Комитета группы Renault Жан-Мишель Тиссер отметил, что есть две формы взаимодействия. Первая – собрание комитета группы Рено, которое позволяет администрации вместе с профактивом найти общую позицию для решения той или иной проблемы. Вторая – пленум, на котором можно запрашивать у дирекции предприятия конкретные данные. Если проблема не решена, комитет группы Рено может направить письмо в Дирекцию. Однако если возникает неотложная проблема, не нужно дожидаться пленарного заседания, а решать ее своевременно. На любом предприятии, прежде всего, важен социальный диалог на месте – особо подчеркнул Тиссер.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ И ПРОФСОЮЗ АВТОВАЗА

Поскольку ОАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем Альянса Рено-Ниссан в России и выпускает автомобили под 4 брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun), профсоюзная организация АВТОВАЗа обсуждает возможность распространения действия международного рамочного соглашения Renault на АВТОВАЗ. Данная рабочая встреча – третий шаг на пути к этой цели. До этого в Москве состоялись 2 встречи, в которых от «первички» АВТОВАЗа принимал участие заместитель председателя ППО В.Ю.Королев. На предыдущих встречах были рассмотрены правовые рамки для профсоюзов в России и во Франции, профсоюзные структуры на предприятиях и на национальном уровне в обеих странах, инструменты и стратегии во взаимоотношениях между профсоюзом и работодателем на АВТОВАЗе и предприятиях Renault.

УСЛОВИЯ ТРУДА

О том, как осуществляется контроль за безопасностью и условиями труда на предприятиях Рено, рассказал Б.Остертаг. Он назвал ряд показателей, за которыми следит группа: неправильный подход к объекту, несчастные случаи во время дороги на работу и с работы, травмы на производстве, прогулы, условия труда для лиц с ограниченными возможностями, аудит по условиям труда. Есть специальный комитет здравоохранения, гигиены и безопасности труда (вне предприятия), который занимается этими вопросами.

На АВТОВАЗе существует своя система охраны труда на всех уровнях, начиная от цеха и заканчивая производством. Председатель профсоюзной организации С.Ю.Зайцев отметил, что практически в каждой профгруппе есть уполномоченный по охране труда. На уровне российского законодательства, введена специальная оценка условий труда. На рабочих местах, где есть вредные производственные факторы, работникам предоставляются дополнительные льготы и компенсации (дополнительный отпуск, доплаты, ранний выход на пенсию и т.д.). К слову, на предприятиях Рено раннего выхода на пенсию не предусмотрено.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

На второй день рабочей встречи для коллег была проведена экскурсия в корпуса сборки автомобилей, встреча с вице-президентом по персоналу и социальной политике ОАО «АВТОВАЗ» Д.Г.Михаленко и председателями профкомов структурных подразделений. После этого участники подвели итоги работы двух дней и обсудили дальнейшие планы взаимодействия в рамках проекта.

А в планах – заключительная встреча сторон в 2017 году, которая будет посвящена в первую очередь обсуждению возможности интеграции представителей профсоюзной организации АВТОВАЗа в комитет Рено (обучающий семинар, знакомство с работой комитета, встреча с руководством и представителями всех профорганизаций Рено). Как пояснил Георг Лейтерт, член Европейского производственного совета, представители тех стран, которые не являются членами ЕС, не могут являться членами европейского комитета, но могут входить в состав комитета предприятий Рено.

Все участники сентябрьской встречи отметили ее информационную насыщенность и более четкую картину перспективы совместной работы на международном уровне. Так, Б.Остертаг сказал, что в каждом государстве действует свое национальное законодательство. Поэтому в рамках работы транснациональных компаний профсоюзные организации должны контролировать, как соблюдается национальное законодательство при интеграции разных производственных систем. Третья встреча, по его словам, сформировала лучшее понимание силы профсоюзной организации АВТОВАЗа и ее способность взаимодействовать с руководством компании.

Подготовила Татьяна ЧАЙКУН

Фотогалерея собятия